15:23 Чайная церемония и поэзия |
Все в жизни японцев ритуализировано и подчинено национальному японскому духу. Чаепитие – наиболее очевидный тому пример. Ни в одной стране мира, кроме Китая, церемония чаепития не была доведена до виртуозного совершенства, и ни в одной стране ему не придавали статус истинного искусства, как в Японии. Так же, как мы посещая театры или музеи пытаемся прикоснуться к истокам красоты, так и японцы посещают чайные домики, в которых, через участие в таинствах чайной церемонии, хотят прикоснуться к небесному благословению. С древних времен чайная церемония остается «вотчиной» гейш, которых, чуть ли не с самого детства, обучают этому искусству. В современной Японии чайная церемония – удел туристов, что не делает ее менее увлекательной. Помимо ритуалов, любопытен и сам напиток – «мача», безумно крепкий, густой как сметана, раствор порошкового чая. Во всех остальных случаях японцы пьют великолепный зеленый чай. Его собирают на знаменитых во всей Японии чайных плантациях в местности Удзи, близ Киото. Черный чай считается курьезом, его пьют на английский манер с сахаром и молоком, но холодным и из банок, автоматы которых можно найти повсеместно. Для чайной церемонии нужны всего четыре вещи: чашка «чаван», чайник «киусу», фасолевый мармелад «вагаши» и палочки «хаши». Как и многое другое, Япония заимствовала чай из Китая. Семена чая привез из китайского путешествия дзэнский монах Эйсай. После возвращения он занялся усердной пропагандой «здорового образа жизни». Эйсай утверждал, что японцы слишком часто болеют сердечными заболеваниями, поскольку не употребляют в пищу горького. А горькое считалось основным средством для поддержания работы сердечной мышцы. Он говорил: «Посмотрите на китайцев, они пьют горький‑прегорький чай, и оттого с сердцем у них все в порядке». Эйсай обратил в свою чайную веру не только большинство монахов дзэнских монастырей, обывателей, но и сёгуна (титул правителя Японии) Миномото‑но Санэтомо, который был большим любителем спиртного и часто страдал от похмелья. Однажды посетив его в похмельное утро, Эйсай прописал сёгуну чай в неограниченном количестве. Когда Санэтомо полегчало, он издал указ, чтобы его вассалы поступали таким же образом. С тех пор (с XII века) чаепитие стало неотъемлемой частью японского образа жизни. Есть еще одна черта образа жизни японцев, которая связывает, казалось бы такие несовместимые напитки, как вино и чай. И во время пиров, и во время коллективных чаепитий японцы слагали стихи. Потому что и вино, и чай считались и считаются по сей день напитками священными – с их помощью можно общаться с богами, облекая свои мысли и чувства в божественные слова. Оттого чай всегда подносят статуе Будды, а возле храмов располагаются бесчисленные чайные лавки. Считается, что особенно большой вклад в разработку чайной церемонии внес монах Рикю (1522–1591). Когда его спросили, в чем состоят секреты «Чайного Пути», он отвечал так: «Есть семь секретов. Заваривай чай так, чтобы твой гость получал от него удовольствие. Раздуй уголья, чтобы вода закипела. Поставь цветы как надо. Пусть в комнате будет прохладно летом и тепло зимой. Опережай время. Пусть твой зонтик всегда будет наготове – даже если не идет дождь. Пусть твое сердце чувствует сердце гостя». Люди древности насчитывали 24 лечебных эффекта чая, вот лишь некоторые из них: успокоение духа; прояснение; очищение головы и глаз; охлаждение от жары и от избыточного жара; нейтрализация яда; отрезвление от вина; укрепление зубов; лечение болезней сердца; лечение заболеваний мочеполовой системы; лечение голоса и конечно долголетие. Вы никогда не замечали почему на Востоке так много долгожителей? И дело даже не в азиатской кухне и горном воздухе, а в целебных свойствах различных сортов зеленого чая. Но искусство чаепития имеет также ряд запретов, которые рекомендую помнить: нельзя пить чай на пустой желудок; обжигающий чай; холодный чай; крепкий чай; чай перед едой; чай после еды; нельзя запивать чаем лекарства; пить вчерашний чай. Искусство приготовления чая достаточно несложное, ведь мы не собираемся устраивать японские чайные церемонии, но это искусство как медитация, как практика успокоения ума поможет найти гармонию с собой и целым миром. Ну и напоследок несколько несложных советов как заваривать чай. Не пожадничайте и не поленитесь найти специальные чайники из исиньской глины (они продаются желтой, красной и коричневой расцветки, но именно из глины). Такой чайник помогает раскрыть всю внутреннюю силу чая – от аромата до вкуса. Сначала ополосните его кипятком и закройте, чтобы он прогрелся изнутри. Затем возьмите чай и засыпьте в чайник (из расчета 1 чайная ложка на чашку чая). Заваривать можно несколько раз, но только водой, температура которой не превышает 70–80° (электрические чайники нам не подойдут, как только на поверхности воды, в обычном металлическом чайнике, появятся белые маленькие пузырьки это и будет нужная вам температура кипения). Хороший чай выдерживает до 15 заварок и более. Эротический подход к чаепитию
Чайная церемония – путешествие, в котором ощущения – это средство успокоить сознание. Каждый момент церемонии – момент глубокого осознания. Ощущения вкуса, слуха, запаха и прикосновения становятся более интенсивными. Вы и ваш партнер являетесь частью этого фокуса, становясь ближе и ближе, до тех пор, пока ваши души не соединятся вместе. Ваши отдельные существования сливаются в единое целое. Вы понимаете сексуальную жизнь, включая прошлую, настоящую и будущую любовь как элемент природы. Восторженные звуки любви – это отражение жизненной силы природы. Иногда происходят хорошие и плохие моменты в жизни, которые вы принимаете, как сладкое печенье перед горьким чаем. Как медитация, чайная церемонии стимулирует равновесие и приводит в порядок ваш ментальный «дом». Это включает и вашу любовную жизнь. Как участники церемонии, вы должны высказать друг другу уважение и быть учтивы и вежливы. Все, что подается во время чайной церемонии, является бесплатным. Говорят, что зеленый чай помогает продлить жизнь и сохранить хорошее здоровье. Что же еще вам необходимо?
Советы о том, как получить больше пользы от зеленого чая
• Зеленый чай сохраняет хлорофилл, а вместе с ним много целебных компонентов. Используйте его для того, чтобы успокоить кожу при солнечных ожогах, зуде и отеках, в качестве дезинфицирующего средства от прыщей и в качестве ополаскивающего средства для волос раз в неделю, чтобы добавить им блеска. • Выпивайте 2–5 чашек в день, чтобы получить лечебный эффект. В зеленом чае всего 15 миллиграммов кофеина, а в чашке кофе – 85 миллиграммов. • Освежите свое дыхание, пожевав сухие чайные листья. • Чайные листья можно кипятить на медленном огне, обдавать паром, коптить и, помешивая, обжаривать или добавлять к блюдам в качестве пряности. • Отгоняйте москитов, зажигая сухие чайные листья в горшке. • Чтобы обеспечить хороший сон, добиться ясного мышления и улучшить настроение, используйте подушку, набитую сухими использованными чайными листьями.
Поэзия
Японская поэзия – это маленькая волшебная картинка. С чем ее сравнить? Можно написать маслом на холсте огромный осенний пейзаж, тщательно прорисовывая все‑все до мельчайших деталей, а можно картину наступающей осени передать по‑другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем. Вот так и японская поэзия «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами можете домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, все стихотворение сразу оживет, заиграет красками, как «волшебная картинка», по которой проводят влажной кистью.
Гору Фудзи вдали плащом зеленым укрыла молодая листва.
Бусон Эти стихи, написанные в три строчки, очень необычны. Они называются – хокку. Хокку – одна из национальных стихотворных форм в Японии, лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Хокку или хайку изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном и не расторжимом единстве на фоне круговорота времен года. В этой поэзии нет рифмы, ее звуковая и ритмическая организация – предмет большой заботы японских поэтов. Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: в первом пять, во втором семь и в третьем пять – всего семнадцать слогов. Это не исключает некоторую вольность, особенно у одного из самых выдающихся японских поэтов – у Мацуо Басё. Он иногда, не считаясь с метром, стремился достигнуть наибольшей поэтической выразительности. Размеры хокку так малы, что по сравнению с ним европейский сонет кажется большой поэмой. Оно вмещает в себя считанное количество слов, но тем не менее емкость его достаточна велика. Хокку – стихи‑картинки, с виду очень простые, бесхитростные и незамысловатые. Но это только на первый взгляд. В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая европейскую поэзию. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.
Тают снега. Туманом окутаны горы. Каркает ворона…
Гедай Кстати, сами японские поэты, а почти все они были великолепными каллиграфами и художниками, часто делали иллюстрации к своим стихам. Иногда бывало и наоборот: нарисует художник лягушку на листе банана или выползающую из чашечки лотоса пчелу – и напишет прямо на картинке стихотворение. Краткость роднит хокку с народными поговорками. Некоторые трехстишия получили распространение в народной речи именно как поговорки, как, например, стихотворение Басё:
Слово скажу ‑ Леденеют губы. Осенний вихрь!
Как поговорка, хокку означает, что «осторожность иногда заставляет промолчать». Хокку, не назидательная короткая притча или меткая острота, а поэтическая картинка, набросанная одним‑двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение. И для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях. Такой способ изображения заставляет втянуться в творческий процесс, дает толчок нашим мыслям. Хокку нельзя бегло читать, листая страницу за страницей. Если читатель пассивный и невнимательный, он не воспримет импульс, посланный ему поэтом. Японская поэзия ориентирована на работу мысли читателя. Как удар смычка и дрожание струны скрипки в ответ, рождаются прекрасные звуки музыки. Имея маленький размер, трехстишие не умаляет того поэтического и философского смысла, который способен придать ему поэт, не ограничивает масштаб его мысли. Однако дать многостороннее изображение и до конца развить свою мысль в пределах хокку поэт, конечно, не может. В каждом явлении он ищет лишь его кульминацию. Отдавая предпочтение малому, хокку иногда рисует картину большого масштаба:
Бушует морской простор! Далеко, до острова Садо, Стелется Млечный Путь! Прочитав стих, можно смело домыслить японское море в ветреную, но ясную ночь. Блеск звезд, белые буруны волн и вдали смутный силуэт острова Садо. Стихотворение похоже на рисунок тушью. Ничего лишнего и все предельно просто. При помощи нескольких умело выбранных деталей поэты создают картины природы, жизни, обычаев и праздников японского народа в их самых характерных, живых подробностях.
И над островом, где поле мотыжит крестьянин, – песня жаворонка! Исса Поэтический образ лишь чуть намечен, но обладает огромной емкостью и, завораживая, заставляет представить картину пробуждения природы ранней весной. Вполне понятно, что в хокку есть недоговоренность, стих состоит всего из трех строк. Чаще всего в стихе два значащих слова, не считая формальных элементов и восклицательных частиц. Все лишнее отсечено, не остается ничего, что служит только для украшения. Хокку учит искать потаенную красоту в простом, незаметном и повседневном: вой ветра, пенье жаворонка, стрекот цикад, ветки сакуры и незаметные, на первый взгляд, цветы пастушьей сумки. Весь жар и любовь своего сердца вкладывали поэты Японии в несколько слогов хокку. Может быть как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, их знали все: воины‑самураи и князья, монахи, крестьяне, купцы и ремесленники. В кварталах «мира ивы и цветов» гейши не только знали наизусть огромное количество хокку и танка (пятистишие), но и сами пробовали сочинять, передавая стихами свою любовь к мужчине. Любители поэзии часто собирались в домах гейш, чтобы после чайной церемонии или пиалы вина показать свои трехстишия друг другу. Иногда устраивались целые состязания, в которых необходимо было сочинить лучший стих про цикаду, жаворонка или заход солнца. Сочиняя хокку, необходимо было обязательно намекнуть на время года. Многие гейши, сочиняя трехстишия, старались выразить свои чувста, грусть, веселье или размышление. Через хокку они пытались прикоснуться к тому прекрасному, что окружало их в жизни. Ведь недаром японские поэты повторяют снова и снова: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека. |
|
Всего комментариев: 6 | |||
| |||