16:03 А. Пичугина. Я-Женщина" Часть 4 |
Физиология неврологических уровней Неврологические уровни имеют определенные неврологические аналоги. Чем выше уровень, тем глубже он проникает в неврологию. Мы реагируем на свое окружение периферической нервной системой. Поведение и способности затрагивают двигательные и кортикальные слои нервной системы - наши сознательные и полубессознательные действия. Убеждения и ценности мобилизуют вегетативную нервную систему — ту часть, которая регулирует внутренние состояния нашего тела: частоту сокращений сердечной мышцы, кровяное давление и пищеварение. Когда вы вступаете в противоречие со своими убеждениями и ценностями, ваш пульс и частота дыхания изменяются. Уровень идентичности соответствует вашей иммунной системе - той части, которая защищает от болезней путем разделения "родных" и "чужеродных" тел. Итак, логические уровни отражают три части НЛП: неврологию, потому что каждый уровень приводит в действие нашу неврологию; лингвистику, так как каждый уровень отражается в том языке, который мы используем; программирование, по той причине, что мы предпринимаем различные действия, в зависимости от того, на какой уровень мы хотим воздействовать.
Упражнение на определение логических уровней здоровья Вспомните то время, когда вы действительно чувствовали себя здоровой. И, думая об этом времени, ответьте на следующие вопросы: Окружение Где вы были? Какие люди окружали вас? Какой была обстановка? В какое время года это было? В какое время дня вы чувствовали себя действительно здоровой? Какие взаимоотношения были важны для вас тогда? Поведение Что вы делали? Способности Какими навыками вы владели тогда? К какого рода деятельности вы были способны? Как вы тогда думали? Убеждения и ценности Какие убеждения были у вас относительно своего здоровья? Было ли это естественным состоянием? Легко ли его было достичь? Почему вы хотели быть здоровой? Какую выгоду это вам приносило? Что было важным для вас в здоровье? Что могло препятствовать вам быть здоровой? Идентичность Что значит быть здоровым человеком? Какова ваша миссия в жизни? Как здоровье помогает вам реализовать эту миссию? Что здоровье добавляет к вашему образу самой себя? Ваши идентичности Подумайте о том, как связаны вы со всеми остальными живыми существами и всем тем, что, по вашему мнению, находится выше вас (для некоторых людей это религия или духовная сфера). Как здоровье связывает вас с другими существами и помогает вам стать выше себя?
[Микроб - ничто, контекст - все] Луи Пастер Какова же картина, Инна, вашего основного состояния? Сейчас я вам задам ряд вопросов, а вы постарайтесь на них ответить, если вы пожелаете, это может остаться сугубо между нами. Итак, чтобы подстроиться к своему собственному эмоциональному состоянию, вам, Инна, необходимо исследовать то, в котором вы находитесь большую часть времени - то, что мы называем "основным состоянием". Оно определяет характерные для вас способы поведения и дыхания, позу и выражение лица. В течение нескольких минут исследуйте свое основное состояние, и очень прошу вас при этом обратить особое внимание на внутренние картинки, звуки и ощущения. Для этого сядьте удобно, ведь только когда вам удобно, вы можете правильно оценить свое состояние с различных точек зрения: Ваша привычная поза? Как вы чувствуете себя, находясь в ней? Чтобы выделил карикатурист? Это легкое или тяжелое состояние? Есть ли у вас преобладающее положение тела? Как оно проявляется в том, как вы ходите? Как вы сидите? Как вы говорите? Если у вас достаточно храбрости, спросите других людей о том, как они воспринимают вашу позу. (Они говорят, что я очень гордо несу свою голову, как будто у меня кувшин с водой на голове). Что вам в ней нравится? - Никто не сможет догадаться, что я внутри несу большую боль и обиду. - Есть ли какие-то части, которые вам хотелось бы изменить? - Внутренняя напряженность и маска благополучия, которые забирают у меня много сил, когда я нахожусь на людях. - Как обычно вы дышите? Это высокое грудное дыхание или низкое дыхание животом? - Это высокое грудное дыхание. Поскольку вы уже давно пребываете в своем основном состоянии, может показаться, что оно является единственным способом существования, а не одним из многих. Мысли и эмоции. - Какие эмоции у вас преобладают? - Гнев, жалость по отношению к себе. - Какие мысли преимущественным образом приходят к вам в голову? - Я неудачница, я жертва каких-то стечений обстоятельств. - Может, вы чаще визуализируете? - Да, я вижу, как бы просматриваю фильм про себя. - Внешние события глубоко трогают вас или вы можете держаться от них на расстоянии? - Да, внешние события глубоко трогают меня, особенно, что касается моих детей и внуков, так как именно в настоящий момент мой внук поступает в высшее учебное заведение в г. Киеве, а внучка уже учится там. Взаимоотношения с другими людьми. - Предпочитаете ли вы находиться в компании приятных людей? Какие эмоции другие люди вызывают у вас? - Конечно, я предпочитаю находиться в компании приятных для меня людей, стараюсь при этом быть доброжелательной и внимательной к людям, чем могу, помогаю. Источники основного состояния. - Есть ли у вас представление о том, откуда оно возникает? Можете ли вы связать его с каким-то прошлым событием или решением, которое когда-то принимали? - Да, это связано с событиями прошлой моей жизни, когда меня жестоко наказывала моя мать, никто никогда не догадывался в школе, что мне очень плохо дома. Все считали, что у меня все хорошо, так как я училась на отлично. - Продолжает ли это решение иметь силу до сих пор? - Да, когда я выхожу за покупками на рынок, я стараюсь одеть самое лучшее и иду по улице с гордо поднятой головой. Иногда мои знакомые спрашивают у меня: "У тебя, что праздник, ты так хорошо выглядишь?" И это самая дорогая для меня оценка окружающих, что никто не ведает. Какая у меня в душе боль, что мне нужно сейчас придти домой, и приводить в порядок парализованного мужа, который лежит уже одиннадцать лет. Итак, раз уж вы узнали кое-что о своем основном состоянии, вы можете построить его лучше. А теперь подумайте над тем, что вам нравится в существующем основном состоянии, и что вы хотели бы изменить? Какие качества вы хотите добавить? И т.д. Построение такого основного состояния, которое вам понравится, может потребовать некоторого времени. Это не то, что вы сможете выполнить за несколько минут. Поэтому отведите для этого несколько недель. Основное состояние - это ваша физиологическая обитель. Вы проводите в ней очень много времени, поэтому сделайте ее как можно более комфортной и здоровой. Инна, я хочу ответить на ваш вопрос, который вы мне задали: "Правда ли, что наши слова говорят нам о том, как наши мысли действуют на организм?" Слова выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную систему и здоровье. Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов, но и с помощью самого тела. Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются "метафорами" (с греческого - "перенос") и сами по себе тоже являются метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ мышления - иногда полезный, а иногда ограничивающий. В метафоре содержится больше смысла, чем, в простом описании. Можно думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не произносится вслух. Это как подводная часть айсберга.
Какова же ваша метафора здоровья? Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Я не собираюсь убеждать вас в том, Инна, что существует "правильная" метафора, я лишь хочу помочь вам найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать. Сначала осознайте ту, которая у вас есть. Итак, какова существующая у вас метафора здоровья? Чтобы узнать это, закончите следующие предложения: Здоровье похоже на ... Потому что... То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложения: Болезнь похожа на... Потому что... О чем эти метафоры говорят вам? Что они позволяют делать? Что запрещают делать? Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл? Что общего между этими метафорами? Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры. И пока не пытайтесь их изменить. Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору или обогатить ту, которая у вас есть. Подумайте немного. Каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье? Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на ... Потому что ... Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали действовать, если бы новая метафора стала верной для вас? Вы можете так же изменить свою метафору о болезни: Я бы предпочла, чтобы болезнь была похожа на ... Потому что ... Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если это трудно сделать, просто отвечайте, называя ту вещь, которая первой пришла в голову. Например: Здоровье похоже ... на безудержный смех? Безудержный смех похож ... на вдох свежего воздуха. Потому что ... он меня взбадривает. Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете, подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. - Какой была ваша старая метафора? - Айсберг. - А новая метафора? - Многолетний дуб. - Подумай, что между ними общего? И если бы вам, Инна, пришлось составить историю, которая начиналась бы с айсберга и заканчивалась бы многолетним дубом, то как бы это могло произойти? Эта история может быть настолько фантастической, насколько хотите, и в ней могут быть спрятаны ключи к вашему здоровью. Это ваше путешествие из настоящего состояния здоровья в желаемое. Подумайте об этом. Воплощение метафоры. А какая, Инна, метафора у вас есть для своего тела? Закончите эти высказывания: Мое тело похоже ... Потому что ... Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы всегда сможете изменить это, если захотите. Какой смысл этой метафоры? Отличается ли он в тех случаях, когда вы хорошо себя чувствуете, и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего тела, которую вы предпочли бы иметь? Я хочу, чтобы мое тело было похоже на ... Потому что... Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого изменения. Я вас, Инна, благодарю за проделанную работу, я думаю вы хорошо поработали и дома в спокойной обстановке еще раз все проанализируете, я буду очень рада, выслушать ваше мнение о результатах проделанной выше работы, и мы сможем с вами в дальнейшем продолжать решать волнующие вас вопросы. |
|
Всего комментариев: 10 | |||||||
| |||||||