14:14 А. Пичугина. Я-Женщина" Часть 3 |
ИННА Сеансы: Метафора о здоровье Логические уровни здоровья
А сейчас читатель мне любопытно получить от вас ответ на вопрос: "Хотели бы вы жить без того, чего хотите или хотели бы жить с тем, чего не хотите?" И если я вас правильно поняла, Инна, вас беспокоит в последнее время состояние вашего здоровья. Я бы хотела, чтобы вы подумали о том, что значит, для вас быть здоровой? Как бы вы определили эти слова - "быть здоровой". Как это можно ощутить? Как вы узнаете, что здоровы? Я бы хотела, Инна, обратить ваше внимание на то, что я спрашиваю не о "здоровье", а о том, как "быть здоровой". Быть здоровой это то, чем вы активно занимаетесь, то, что вы делаете. "Здоровье" — это существительное, нечто статичное. В понимании этих слов есть различие. Давайте проверим это с вами. Подумайте о том, как "быть здоровой". И если у вас возникает мысленная картинка, которая отражает эти слова, она, скорее всего, содержит в себе ощущение движения. И, наоборот, картинка, которая представляет "здоровье", скорее всего, похожа на фотографию. Это пример того, как слова, которыми мы пользуемся в своей жизни, изменяют наше субъективное восприятие. Что же мы можем из этого извлечь? Застывшая картинка здоровья может выглядеть как что-то отдельное, как что-то такое, чего можно достичь когда-нибудь в будущем, а не то, что вы переживаете прямо сейчас. Здоровье является естественным следствием нашего образа жизни: взаимоотношений, диеты, окружающей обстановки. Это не предмет собственности, это процесс. Это то, что мы делаем, результат наших мыслей и чувств. Это образ существования. Я хотела бы, Инна, обратить ваше внимание на то, как разум и тело постоянно подталкивают друг друга к здоровью или болезни. Организм не заболевает - человек делает это. И хочу с вами говорить, Инна, о здоровье и выздоровлении, а не о болезни и лечении. Мы относимся к своему здоровью как само собой разумеющемуся до тех пор, пока не заболеем. Наша иммунная система постоянно старается сохранить здоровье точно так же, как наше сердце продолжает биться, а легкие дышать. Здоровье и болезнь являются субъективными переживаниями. Мы сами определяем уровень своего здоровья, главным образом, оценивая свои ощущения. И, возможно, Инна, вы проявите любопытство и интерес к НЛП (нейролингвистическому программированию), которое занимается исследованием структуры субъективного опыта. - Нашего собственного способа построения своего уникального внутреннего мира, поэтому оно подходит для того, чтобы исследовать здоровье. НЛП возникло в середине 70-х годов. В самой его сердцевине лежит то, что обычно называют "моделированием" - исследование тех мыслительных и поведенческих процессов, которые позволяют нам делать то, что мы делаем. НЛП строит модели мастерства во всех областях человеческой деятельности: в здоровье, спорте, общении, обучении и учебе, бизнесе и управлении, чтобы сделать эти умения доступным другим людям. Оно создает модели реальных людей, описывает лишь возможные вещи, которые уже были сделаны, а не рисует абстрактные идеалы. Предмет его поисков - мастерство. И я, Инна, не ставлю перед собой задачу научить вас НЛП, поэтому от вас не требуется никаких предварительных знаний в области НЛП или медицины. НЛП не представляет собой какой-то альтернативный метод лечения, это - единство идей и метод мышления. Речь не идет о том, чтобы открывать "правильную" модель мира, а о том, чтобы обогатить вашу собственную. НЛП имеет чисто практическую направленность: вы можете использовать его для достижения своих собственных целей. И одна из них - быть здоровой и благополучной. В НЛП три основных элемента. Часть "нейро" имеет отношение к неврологии - к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом. "Лингвистическое" относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. "Программирование" указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых, мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение. И мне, Инна, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что используя знания по НЛП, вы сами сможете оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять саму себя. Каким же может быть путь укрепления здоровья? Ваше здоровье — это ваш образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, особенности питания. На какие факторы вы можете воздействовать? Какой из них вызовет наиболее сильное изменение? Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие - только частично, а третьи вовсе не поддаются. НЛП предлагает полезный способ мышления о различных уровнях контроля и влияния. Их называют "неврологическими уровнями" или просто "логическими уровнями". Это имеет практическую пользу при работе со здоровьем. Эта концепция была разработана Робертом Дилтсом. Первый уровень — это окружение, те вещи и люди, которые вас окружают. Дикторы окружающей среды. Чем вы наполняете свое внутреннее окружение? Воздухом и пищей, какого качества? Фактором внешнего окружения, который может представлять опасность, является повышенное электромагнитное излучение от линий электропередач. Особенно важным является социальное окружение. Друзья, семья, коллеги по работе тоже являются частью нашего окружения, и качество наших взаимоотношений оказывает очень сильное влияние на здоровье. Одиночество, изоляция и плохие взаимоотношения с другими людьми представляют собой значительную опасность для здоровья. Второй уровень - поведение, то есть то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровье. Это приводит нас к третьему уровню - к тому, что в НЛП называют способностями. Это повторяющиеся последовательные действия и привычки. Например, маловероятно, что одна сигарета принесет какой-нибудь вред, но привычка курить связана с повышением вероятности развития заболевания сердца и легких. Другой пример - это диета. Случайное пирожное с кремом или пакет консервированного сока не нанесет вред, но построенная из этих продуктов диета приведет к увеличению риска развития чрезмерной полноты, диабета и разрушения зубов. Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего мы можем изменить его, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения. Кроме того, это тот уровень, который в НЛП называется "стратегиями" - ставшие привычными способы мышления и реагирования. Стратегии - это последовательности мыслительных операций, которые используются нами постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям. Четвертый уровень - убеждения и ценности. Они оказывают огромное влияние на нашем здоровье. Убеждения - это принципы, которые управляют нашими действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям. Эффект плацебо показывает, что мы способны вылечить самих себя, если мы верим в эффективность лекарства. То, о чем мы думаем, как о чистом разуме (убеждении), вызывает изменения в теле, которые оказываются ощутимыми и реальными. Часто мы поступаем по принципу "увижу—поверю". Но, к сожалению, к тому времени, когда вы увидите результат нездоровой привычки, будет слишком поздно: вы уже больны. Основанием для вашей веры должно стать то, чего вы хотите избежать. Если вы убеждены, что существует лекарство от любой болезни, ваше поведение, по-видимому, будет отличаться от поведения человека, который убежден, что его здоровье предопределено наследственностью. Ценности — это то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Ценности, как магниты, притягивают наше поведение. Зачем мы делаем то, что делаем? Чтобы получить важное для себя и избежать того, что является вредным. Люди не будут меняться до тех пор, пока не поверят, что для этого есть хорошая причина и это изменение принесет им нечто важное или уведет их от того, чего они хотели избежать. Убеждения и ценности не поддаются логическому обоснованию. Пятый уровень - идентичность, индивидуальность, система черт личности. Идентичность - это ваше восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют вас и вашу миссию в жизни в ваших собственных глазах. Если у человека хроническое заболевание, он может считать себя "пациентом". Такое представление может тормозить выздоровление. Ведь пациент - это тот, кто болеет. И, так как он продолжает думать о себе, как о пациенте, он продолжает болеть. С другой стороны, "Я - здоровый человек" является утверждением, которое может иметь огромное влияние на здоровье. И, наконец, шестой уровень - это уровень духовности, ваша связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше вашей личности, как бы вы об этом ни думали. Неврологические уровни оказываются чрезвычайно полезными при определении проблем, связанных со здоровьем. Проблемы здоровья могут возникнуть на любом уровне. Убеждения и ценности являются одними из самых сильных фильтров. Человек может знать, что делать (поведение) и даже как делать (способность), и, тем не менее, ничего не делать, потому что это не представляет для него никакой ценности (ценность) или он убежден, что это ничего не изменит (убеждение). Многие люди полностью или частично приравнивают свою личность к той работе, которой они занимаются. На вопрос: "Что Вы делаете?" они описывают свою работу. Поэтому неудивительно, что безработица, увольнение по сокращению штатов и даже выход на пенсию воспринимаются многими как отторжение. Потерю работы многие люди переживают как тяжелую утрату: они чувствуют, что потеряли часть себя. Они впадают в депрессию, падают духом и могут заболеть. Эта склонность перепутывать поведение и идентичность берет свое начало в детстве. Взрослые любят повторять "ты плохой", когда ребенок провинился. Дети очень доверчивы, они верят тому, что говорят взрослые, и основание для перемешивания идентичности и поведения закладывается в раннем детстве. Вот и в данном случае, мы имеем пример нашей героини Инны, которую в детстве мать часто избивала за малейшие, безобидные провинности, что должным образом сказалось на дальнейшей ее судьбе. Мать все время ее критиковала, говорила, что она самая плохая, никчемная, что она ее не любит, что если бы она не родилась, им бы жилось легче. И единственное спасение для Инны было то, что она уехала учиться, там, при другом окружении, училась на отлично, она почувствовала себя человеком, что она достойна уважения, но ко всему этому в душе она относилась все равно с недоверием. Слишком сильно было воздействие деспотичной матери. И вот она выходит замуж, но не за того, кого любила, а кто выбрал ее. И здесь продолжается ее кошмар. С мужем они уезжают на север. Она работает в школе преподавателем, читает иностранный язык, а он занимает руководящую должность на приисках. Живут в маленьком поселении, где каждый все знает друг о друге. Муж начинает пить и изменять ей. Она все это терпит, у нее уже двое детей, но так как ей в детстве говорили, что она "плохая", она действительно видит подтверждение этому, отношение к ней ее мужа. Только работа ее спасала. Она работала самозабвенно. Ученики любили ее, так как она очень интересно излагала материал. А что же с мужем? Муж допился, как говорят "до ручки". Его парализовало, они уехали с севера, и вот одиннадцать лет он лежит парализованный, а она за ним ухаживает и жив он, только благодаря ее уходу за ним. Все было: отчаяние, безысходность, слезы, ну а финал? Финал плачевный. Инна тяжело заболела (заболевание крови). Она не хотела бороться за свою жизнь, но случайная встреча и знакомство с новыми технологиями психокоррекции личности, дали ей возможность посмотреть на все другими глазами. И у нее появилась воля к жизни, желание жить. И в настоящий момент, она делает все, чтобы войти в стойкую ремиссию и победить свою болезнь. Одним из наиболее важных методов снижения восприимчивости к угрожающему здоровью стрессу является четкое разделение того, что вы делаете, от того, кем вы являетесь. Язык, которым пользуется человек, демонстрирует, о каком уровне он говорит. Идентичность - "Я здоровый человек". Убеждение - "Быть здоровым - значит наслаждаться жизнью". Способность - "Я поддерживаю здоровье, бегая каждый день по три километра". Поведение - "По средам я хожу в гимнастический зал". Окружение "Многие мои друзья тоже ходят в гимнастический зал". или Идентичность - "Я не из тех людей, которые набирают вес легко". Убеждение - "Я обязательно достигну того веса, какого хочу". Способность — "Я могу есть то, что мне нравится, потому что никогда не набираю вес". Поведение - "Вчера вечером я съела плитку шоколада". Окружение - "Моя приятельница так вкусно готовит, что, когда она меня угощает, я постоянно прошу добавки". Неврологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько замкнутые циклы или голограмму. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они являются важными для здоровья. Когда вы думаете о какой-то цели, касающейся вашего здоровья, или пытаетесь справиться с какой-то проблемой, определите, на каком уровне она находится: 1) Вам может понадобиться больше информации об окружении. Если так, то ничего не предпринимайте до тех пор, пока не найдете то, что вам необходимо знать. 2) У вас может быть вся информация, но вы можете не знать, что делать. 3) Вы можете сомневаться, способны ли вы сделать это, стоит ли этим заниматься, соответствует ли это вашим ценностям и убеждениям. 4) Вы можете не совсем быть уверены: "И это действительно я?" ..... |
|
Всего комментариев: 9 | |||||||||
| |||||||||